Загадка это | Загадки (в литературе)

0

«Появление загадок относится к древнейшему периоду проблесков человеческого ума… Загадка не что иное, как смелый вопрос пробуждаемого ума о таинственных силах и явлениях природы», — писал о загадках в XIX веке Федор Иванович Буслаев.

Загадка — один из малых жанров фольклора. Загадка важна не только своей отгадкой. О ней говорят, что она — «зерно поэзии». Как же понимать это выражение?

Загадка — это поэтическое описание какого-нибудь предмета, явления, живого существа, которое нарочно усложнено не только для того, чтобы испытать сообразительность человека, но и помочь ему увидеть необычное в обычном, поэзию в том, к чему мы давно привыкли. В. И. Даль писал:

Что такое загадка? Загадка это

«Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

Но если есть загадки, которые прожили долгую жизнь, то есть и загадки, которые рождаются сегодня. Создатель загадки овладевает величайшим чувством художественного слова. Главный признак загадки — ее конкретность. Подумайте, как бы вы ответили, почему есть загадки о моркови, луке, капусте, помидорах, но нет загадки вообще об овощах. Почему есть загадки о лошади и собаке, кошке и овце, но нет о домашних животных. Их нет и не может быть, потому что предмет загадки может и должен быть описан. Это что-то конкретное, видимое, осязаемое. Поэтому создание загадки превращается в школу владения точным, ярким и выразительным словом.

В северных русских деревнях проходили вечера загадок. На этих вечерах соблюдался определенный порядок: загадки загадывались не произвольно, а следовали от темы к теме. Самое большое место обычно занимали загадки о человеке: его облике и отдельно о голове, руках, ногах… После этого за­гадывались загадки об одежде, избе, домашней утвари, домаш­них животных, огороде. Затем загадки выходили на просторы полей и лесов, касались погоды и самых различных явлений природы.

Представьте себе, что вы находитесь на деревенском вечере загадок. Загадки загадывают в последовательности, которая помогает их отгадать. Их отгадать может быть и не трудно. Труднее объяснить, как они были созданы. «Два братца через дорогу живут, друг дружку не видят». (Глаза.) «Пять чуланов, одна дверь». (Перчатки.)

Итак, для нас с вами важны отгадки, но их можно найти в книжках, сообразить, вспомнить. Значительно интереснее представить, как кто-то создавал загадку, понаблюдать за этим процессом и попытаться самим создать свои загадки.

Проследим, как школьники создавали загадки о классной доске и меле.

Вот что сочинил финский школьник: «Черное поле, белые борозды, краснощекий пухарь, сердце его радуется, что он будет через это ученым».

А это загадки школьников подмосковных и уральских школ, созданные в 30-х годах XX века: «Белый плуг пробежал вдруг по черному полю. Что это такое?»; «Белый зайчик прыгает по черному полю»; «Белая чайка по черному полю скакала, след оставляла».

Во всех этих загадках доска — черное поле, это замена одного предмета другим по внешнему сходству. Вы помните, что такое художественное средство называется метафорой, именно ее использует создатель загадки.

Часто вместо загадки предлагают сложные вопросы, ответить на которые тоже трудно. Но в этих вопросах нет иносказания, одно понятие не заменяется другим, поэтому загадками их не назовешь.

Прочитайте поэтическую загадку и обратите внимание на ее образную структуру.

Раскинув паруса шумящие,
Не раз корабль под ним проплыл,
Но на хребет его блестящий
Еще никто не восходил!
Идешь к нему — он прочь стремится
И в то же время недвижим:
С своим потоком он родится
И вместе исчезает с ним.
(Радуга)

Предыдущая статьяПословицы и поговорки
Следующая статьяБотаника в Узбекистане