Просветители Туркестана

0

О просвещении и просветительстве

Просвещение — это движение, имеющее целью распространение знаний и раскре­пощение сознания людей через обучение и воспитание.

Людей, которые посвятили свою деятельность этой работе, называли про­светителями. Движение просветителей в наших краях началось в конце XIX – начале XX веков и прославилось под названием джадидизм. Деятели джадидского движения назывались джади- дами. Джадидов беспокоило, что наш край, ставший колонией России, отстал в развитии. Они хотели видеть страну свободной и процветающей.

Запомните!

Джадид (араб. слово «новое») – сторонник нового, борец за новое.[I]

Джадиды хорошо понимали, что вхождение Туркестана в ряд передовых государств, прежде всего, зависит от количества людей, владеющих современными знаниями. Их должно быть мно­го. Имеющимися школами и медресе нельзя было решить эту задачу. Поэтому они поставили перед собой цель, прежде всего, обновить в школах края, царящие там старые порядки и старые методы обучения. В старых школах в основном преподавали религиозные знания.

Естественные же науки (такие как физика, астрономия, химия, биология, современная медицина) почти не преподавались. Без обучения молодого поколения этим предме­там, нельзя было рассчитывать на серьёзные изменения в разви­тии края. Движением джадидизма руководила прогрессивная ин­теллигенция Туркестана. Свою деятельность они начали с откры­тия новых (нового формата) школ. В новых школах наряду с религиозным обучением давались уроки и по естественным дис­циплинам.

Джадиды также организовали отправку особо одарённых де­тей на учёбу в зарубежные страны. Для изменения сознания народа, привыкшего к отсталости, они издавали газеты и журна­лы. Создавали театры, в которых ставили спектакли на основе серьёзных произведений, заставляющих зрителей думать.

Махмудходжа Бехбуди

Махмудходжа Бехбуди картинка фото
Махмудходжа Бехбуди

Основатель Тур­кестанского движения джадидов Бехбуди родился в 1875 году в Самарканде.

Он проч­но овладел религиозными и светскими зна­ниями своего времени. Сначала он в одном из кишлаков близ города Самарканда открыл новую школу, предназначенную для препо­давания уроков по современным предметам обучения, отражающим достижения мировой науки. Специально для этой школы он на­писал ряд учебников, такие как «Книга для обучения грамоте», «Краткий курс общей гео­графии», «Введение в географию населения».

Пьеса Бехбуди под названием «Отцеубий­ца» быстро обрела популярность. В ней рассказывалось о том, как сын одного человека — неуч, невежда и глупец превратился в убийцу своего отца. Бехбуди также издавал газету под назва­нием «Самарканд» и журнал «Ойна» (Зеркало). На страницах этих изданий звучал призыв к молодому поколению быть патри­отами и прочно овладевать достижениями мировой науки.

В 1919 году Бехбуди был убит противниками независимости.

Прочитайте внимательно!

«Народ, не владеющий современными научными знаниями, будет попран другими народами».

Бехбуди

В 2020-м году нашей стране широко отме­чалось 145-летие Бехбуди.


Абдулла Авлони

Абдулла Авлони фото картинка
Абдулла Авлони (1878-1934)

Известный просветитель своего времени, поэт, журналист, государствен­ный деятель Абдулла Авлони родился в Таш­кенте в 1878 году. Учился в школе и медресе. Хорошо владел арабским, персидским и рус­ским языками.

Понимая значение новоформат­ных школ, он открыл новую школу в Ташкен­те. Сам преподавал родной язык и литературу. Создал для учащихся учебники, такие как «Пер­вый учитель», «Второй учитель», «Тюркское про­цветание или нравственность». Авлони создал театральный коллектив под названием «Туран».


Мунаввар-кары Абдурашидханов

Мунаввар-кары Абдурашидханов картинка фото
Мунаввар-кары Абдурашидханов (1878—1931)

Мунаввар-кары Абдурашидханов родился в 1878 году в Ташкенте в семье интеллигента. В 1901 году он открыл в Ташкенте новую школу (ново­форматную) и создал для неё новые учебники, такие как «Методика чтения вслух», «Книга для чтения», «Поверхность земли» (География).

Мунаввар-кары со временем стал руководите­лем джадидского движения в Туркестане. Бо­рясь с отсталостью, он призывал молодёжь изу­чать европейские науки. Он очень переживал за Туркестан, находящийся в колониальном по­ложении.

Его взгляды и просветительская деятельность не нравились тем, кто стоял у власти. Поэтому они организовали против него клеветническую кампанию. Он был расстрелян в 1931 году.

Память и имена боровшихся за свободу вечны. Имена погиб­ших в борьбе за свободу Отчизны никогда не будут забыты. После обретения Узбекистаном независимости их славные имена, честь и достоинство были восстановлены. Это дело возглавил лично Пер­вый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов. По его инициативе в 2000 году в Ташкенте был создан мемориальный комплекс «Памяти жертв репрессий».

В 2002 году, как часть этого комплекса, был создан Музей памяти жертв репрессий. Таким путём была увековечена память погибших в борьбе за свободу Родины.


Проэкзаменуйте себя

♦ Джадидизм — это … .

♦ Джадиды боролись за … .


Усвойте содержание терминов

Колония — страна завоёванная сильным государством.

Репрессии — преследования свободомыслящих людей, их физическое уничтожение.


[I] O‘zME. – T.: «O‘zME», 2006. Том 2. 64 стр.


Вопросы и задания

  1. Назовите причины возникновения в Туркестане движения просветителей.
  2. Почему джадиды свою деятельность начали с создания новых школ (ново-форматных)?
  3. Что вы узнали о жизни и деятельности Бехбуди?
  4. Какие учебники написал Авлони ?
  5. Сравните борьбу джадидов за вывод нашей страны в число передовых государств с действиями Президента Узбекистана Ш. Мирзиёева по влю- чению в течении 10—15-ти лет Узбекистана в состав 50-ти развитых государств мира.
Предыдущая статьяГалилео Галилей
Следующая статьяМахмудходжа Бехбуди