Устное народное творчество — это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поколений, отражающий сущность их жизни. Оно воз никло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Люди передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название.
По другому устное народное творчество называют фольклором. К фольклору относят народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и т.д. Устное народное творчество придает языку яркость и выразительность. Фольклорные произведения не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, обычаи, нравы, представления о жизни. Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою перво-зданность. Но смысл при этом остался тот же — донести до последующего поколения традиции и обычаи своего народа. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существенные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают волшебные, бытовые сказки, сказки о животных.
Музыкальный фольклор — это вокальное, инструментальное и вокально-инструментальное народно-коллективное творчество народа, бытует, как правило в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальное народное творчество существует главным образом благодаря исполнительному искусству талантливых самородков. В каждую историческую эпоху сосуществуют большие или малые древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. Его основу составляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными традициями. Основные виды музыкального народного творчества — песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясовые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши. Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия ее жизненных функций.
Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальные песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадебные песни). С момента появления человека на земле он постоянно соприкасается с окружающим миром и осваивает его. От способности земледельца предугадать погоду, чтобы вовремя посеять, сохранить и убрать урожай, зависела не только его жизнь, но и жизнь всего его рода. Поэтому исследователи считают, что годовой цикл изначально сложился на приметах погоды. Сохранилось большое количество примет в виде пословиц, поговорок и присловий, а также прямых указаний на сроки различных земледельческих занятий. Второй, еще менее надежный способ узнавания погоды и видов на урожай — гадание. Хотя, в отличие от примет, гадания основаны исключительно на суевериях. Человек издавна стремился активно воздействовать на природу, в том числе и посредством многочисленных магических ритуалов. Эти обряды должны были повторяться из года в год без каких — либо изменений в словах, мелодии и телодвижениях. Особое место в жизни земледельца занимает солнце. В народный календарь вошли и отдельные христианские обряды, например, купание в проруби на крещение. Судьба календарных праздников и обрядов была различной. При помощи заклинаний — одного из древнейших фольклорных жанров, люди стремились заручиться поддержкой сверхъестественных сил природы (весны, мороза), коляды или масленицы, а в более позднее время бога. Подобная, чисто практическая суть песен, оказала влияние на их поэтику. Они обычно невелики по объему (10,15 строк), несложны по напеву и просты в средствах поэтической выразительности.
Основная композиционная форма заклинаний — монолог. «Чисто» заклинательных песен в русском календарном фольклоре немного (подблюдные песни, веснянки, некоторые масленичные и жнивные песни). Чаще элементы заклинания выступают в песнях в единстве с другими поэтическими мотивами.
С заклинаниями связаны величальные песни. Главный персонаж величальных песен — человек, славянин, которому высказывают разные пожелания: любой, самый бедный крестьянин, становился «князем», «красным солнышком», дом его превращался в «терем», «дворец»; также идеализировалась и его семья. Две основные части величальных песен — величание и пожелание — используют наиболее яркие и красочные во всем русском фольклоре, благодаря исполнительному искусству талантливых самородков. Песня — наиболее простая и распространенная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словесного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, формам исполнения и др. признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором.
Частушка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
Текст частушки — четверостишие, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.
Прибаутки — это песенки иначе стишки, увлекающие своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые.
Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. В пословице заключена законченная мысль. Поговорка является ярким образным выражением, которое редко можно использовать вне контекста. Нередко поговорка является незаконченной пословицей. Классическая поговорка — «ума палата», является частью пословицы — «ума палата, а ключ потерян». Не всегда можно провести четкую грань между пословицей и поговоркой. Согласно словарю Даля, поговорка — условный оборот речи, способ выражаться. Причем Даль отмечает, что поговорка может использоваться кстати и некстати. Поговорки, используемые некстати, по привычке, придают речи индивидуальные свойства, не всегда эстетически оправданные. Поговорки могут стимулировать к действию — «не боги горшки обжигают», «под лежачий камень вода не течет».
Поговоркой можно утешить, дать совет — «утро вечера мудренее», подсказать модель поведения — «на чужой каравай рот не разевай», «старый друг лучше новых двух».
Большинством современных слушателей пословицы расцениваются как мудрые изречения, придающие речи своеобразные особенности. Однако если попытаться рассмотреть смысловой объем жанра, можно заметить, что пословицы и поговорки представляют собой обобщенную и проверенную временем систему ценностей, пропущенную через практический опыт народа.
Пословицы заключают в себе кодекс правил поведения, обобщение жизненного опыта, элементы психологии, объяснение природных процессов и явлений. Особенность пословиц в том, что они, объясняя явление, формируют понятие от частного к общему.
Пословицы представляют целостность мира, перенося физические явления на законы человеческого общения. Закон акустики — «как аукнется, так и откликнется», кинетическое движение — «яблоко от яблони недалеко падает». Вековой опыт формулирует законы межличностного общения — «старый друг лучше новых двух», и даже принципы маркетинга — «не имей сто рублей, а имей сто друзей».
Использовать пословицы или поговорки в разговоре в том или ином объеме доводилось каждому. Некоторые выражения настолько прочно вошли в разговорную речь, что не каждый осознает, что пользуется озвученной народной мудростью.
«Стара пословица, да про новое молвится».
В них собрана неписаная житейская мудрость, которая представляет своеобразный морально-этический кодекс народа. Ярко выраженный размер, более или менее точная рифма, наряду с четко сформулированной мыслью способствуют прочному запоминанию пословицы.
Не существует такой сферы деятельности, которая не нашла бы отражения в жанре пословицы. Отличие пословиц и поговорок от других жанров устного народного творчества — их вневременное существование.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Старинное значение этого слова — «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.
Пестушки — небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые детские сознательные движения («Идет коза рогатая» и т.д.)
Потешки. Они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Сменяют потешки прибаутки. Это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рассмешить себя и своих собеседников. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. В прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного действия.
Небылицы — особый вид песен с шутливым текстом, в котором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле.
Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие несуществующие и действительные недостатки.
В каждой дразнилке — заряд исключительной эмоциональной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжорство, лень и воровство.
Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Скороговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: «На дворе — трава, на траве — дрова», «Сшит колпак не по-колпа- ковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать».
Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки — полезное упражнение для ума. Загадка вводит в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает открывать для себя поэзию окружающего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.
Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмованный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.
Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приглашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.
От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.
Игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать условия игры, определять последствия при нарушении этих условий.
народное творчество, устное народное творчество, дом народного творчества, центр народного творчества, темы народного творчества, русское народное творчество, жанры народного творчества, народное творчество официальный сайт, народное творчество народная культура, развитие народного творчества, жанры устного народного творчества, областной народного творчества, какие народные творчества.