Устное народное (узбекское) творчество

0

Устное народное творчество — это обобщенный и систематизированный опыт предшествующих поко­лений, отражающий сущность их жизни. Оно воз­ никло задолго до того, как люди овладели письменной речью. Люди передавали свое творчество последующему поколению из уст в уста. Отсюда и произошло название.

uzbek folklor

По другому уст­ное народное творчество называют фольклором. К фольклору относят народные песни, сказки, былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, частушки и т.д. Устное народное твор­чество придает языку яркость и выразительность. Фольклор­ные произведения не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество от­ражает их быт, традиции, обычаи, нравы, представления о жизни. Конечно, фольклорные произведения дошли до сегод­няшнего дня, в определенной степени утратив свою перво-зданность. Но смысл при этом остался тот же — донести до последующего поколения традиции и обычаи своего народа. В ходе истории некоторые жанры претерпевали существен­ные изменения, исчезали, появлялись новые. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, заговоры. Позже возникают вол­шебные, бытовые сказки, сказки о животных.

Музыкальный фольклор — это вокальное, инструментальное и вокально­-инструментальное народно-коллективное творчество народа, бытует, как правило в устной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Будучи достоянием всего народа, музыкальное народное творчество существует главным обра­зом благодаря исполнительному искусству талантливых само­родков. В каждую историческую эпоху сосуществуют большие или малые древние и трансформированные произведения, а также заново создаваемые на их основе. Его основу состав­ляет музыка крестьянства, которая длительное время сохраняет черты относительной самостоятельности и в целом отличается от музыки, связанной с более молодыми, письменными тради­циями. Основные виды музыкального народного творчества — песни, эпические сказания, танцевальные мелодии, плясо­вые припевки (русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши. Жанровое богатство народной музыки — результат разнообразия ее жизненных функций.

Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина: календарные праздники годового земледельческого круга (колядки, веснянки, масленичные, купальные песни), полевые работы (покосные, жатвенные песни), рождение, свадьбу (колыбельные и свадеб­ные песни). С момента появления человека на земле он пос­тоянно соприкасается с окружающим миром и осваивает его. От способности земледельца предугадать погоду, чтобы во­время посеять, сохранить и убрать урожай, зависела не только его жизнь, но и жизнь всего его рода. Поэтому исследователи считают, что годовой цикл изначально сложился на приме­тах погоды. Сохранилось большое количество примет в виде пословиц, поговорок и присловий, а также прямых указаний на сроки различных земледельческих занятий. Второй, еще менее надежный способ узнавания погоды и видов на урожай — гадание. Хотя, в отличие от примет, гадания основаны исклю­чительно на суевериях. Человек издавна стремился активно воздействовать на природу, в том числе и посредством мно­гочисленных магических ритуалов. Эти обряды должны были повторяться из года в год без каких — либо изменений в сло­вах, мелодии и телодвижениях. Особое место в жизни земле­дельца занимает солнце. В народный календарь вошли и от­дельные христианские обряды, например, купание в проруби на крещение. Судьба календарных праздников и обрядов была различной. При помощи заклинаний — одного из древнейших фольклорных жанров, люди стремились заручиться поддержкой сверхъестественных сил природы (весны, мороза), коляды или масленицы, а в более позднее время бога. Подобная, чисто практическая суть песен, оказала влияние на их поэтику. Они обычно невелики по объему (10,15 строк), несложны по напе­ву и просты в средствах поэтической выразительности.

Основ­ная композиционная форма заклинаний — монолог. «Чисто» заклинательных песен в русском календарном фольклоре нем­ного (подблюдные песни, веснянки, некоторые масленичные и жнивные песни). Чаще элементы заклинания выступают в песнях в единстве с другими поэтическими мотивами.

С заклинаниями связаны величальные песни. Главный пер­сонаж величальных песен — человек, славянин, которому выс­казывают разные пожелания: любой, самый бедный крестья­нин, становился «князем», «красным солнышком», дом его превращался в «терем», «дворец»; также идеализировалась и его семья. Две основные части величальных песен — величание и пожелание — используют наиболее яркие и красочные во всем русском фольклоре, благодаря исполнительному искусству та­лантливых самородков. Песня — наиболее простая и распростра­ненная форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. Песня в широком значении включает в себя все, что поется, при условии одновременного сочетания слова и напева; в узком значении — малый стихотворный лирический жанр, существующий у всех народов и характеризующийся простотой музыкально-словес­ного построения. Песни отличаются по жанрам, складу, фор­мам исполнения и др. признакам. Песня может исполняться как одним певцом, так и хором.

Частушка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая обычно устно.

Текст частушки — четверостишие, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразитель­ность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под акком­панемент гармони или балалайки.

Прибаутки — это песенки иначе стишки, увлекающие своим содержанием. Сюжеты прибауток очень простые.

Поговорка — цветочек, пословица — ягодка. В пословице заключена законченная мысль. Поговорка является ярким об­разным выражением, которое редко можно использовать вне контекста. Нередко поговорка является незаконченной пословицей. Классическая поговорка — «ума палата», является частью пословицы — «ума палата, а ключ потерян». Не всегда мож­но провести четкую грань между пословицей и поговоркой. Согласно словарю Даля, поговорка — условный оборот речи, способ выражаться. Причем Даль отмечает, что поговорка мо­жет использоваться кстати и некстати. Поговорки, использу­емые некстати, по привычке, придают речи индивидуальные свойства, не всегда эстетически оправданные. Поговорки могут стимулировать к действию — «не боги горшки обжигают», «под лежачий камень вода не течет».

Поговоркой можно утешить, дать совет — «утро вечера муд­ренее», подсказать модель поведения — «на чужой каравай рот не разевай», «старый друг лучше новых двух».

Большинством современных слушателей пословицы расцени­ваются как мудрые изречения, придающие речи своеобразные особенности. Однако если попытаться рассмотреть смысловой объем жанра, можно заметить, что пословицы и поговорки представляют собой обобщенную и проверенную временем систему ценностей, пропущенную через практический опыт народа.

Пословицы заключают в себе кодекс правил поведения, обобщение жизненного опыта, элементы психологии, объясне­ние природных процессов и явлений. Особенность пословиц в том, что они, объясняя явление, формируют понятие от част­ного к общему.

Пословицы представляют целостность мира, перенося физи­ческие явления на законы человеческого общения. Закон акус­тики — «как аукнется, так и откликнется», кинетическое дви­жение — «яблоко от яблони недалеко падает». Вековой опыт формулирует законы межличностного общения — «старый друг лучше новых двух», и даже принципы маркетинга — «не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Использовать пословицы или поговорки в разговоре в том или ином объеме доводилось каждому. Некоторые выражения настолько прочно вошли в разговорную речь, что не каждый осознает, что пользуется озвученной народной мудростью.

«Стара пословица, да про новое молвится».

В них собрана неписаная житейская мудрость, которая представляет своеобразный морально-этический кодекс наро­да. Ярко выраженный размер, более или менее точная рифма, наряду с четко сформулированной мыслью способствуют проч­ному запоминанию пословицы.

Не существует такой сферы деятельности, которая не нашла бы отражения в жанре пословицы. Отличие пословиц и по­говорок от других жанров устного народного творчества — их вневременное существование.

Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.

Колыбельные песни успокаивают, настраивают ребенка на отдых; ласковые, нежные, негромкие. В народе их называют байками. Это название произошло от глагола «баять, баить» — говорить. Старинное значение этого слова — «шептать, заго­варивать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной песне. Со временем эти песни утратили обрядовый характер, а их сюжеты избрали своим «героем» кота, так как считалось, что мирное мурлыкание кота приносит сон и покой ребенку.

Пестушки — небольшие песенки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками, сопровождающие первые дет­ские сознательные движения («Идет коза рогатая» и т.д.)

Потешки. Они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является как бы подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказ­ки. Кроме того, потешки развивают фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Сменяют потешки прибаутки. Это рифмованные выраже­ния, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи, для того, чтобы развеселить, потешить, рас­смешить себя и своих собеседников. Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. В прибаутке дана картина какого-либо яркого события, стремительного дейст­вия.

Небылицы — особый вид песен с шутливым текстом, в ко­тором намеренно смещаются реальные связи и отношения. Основаны они на неправдоподобии, вымысле.

Дразнилки — вид творчества, почти всецело развитый деть­ми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулач­ные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие несущест­вующие и действительные недостатки.

В каждой дразнилке — заряд исключительной эмоциональ­ной силы. Часто дразнилки осуждают ябедничество, обжор­ство, лень и воровство.

Скороговорки учат четко, быстро и правильно говорить, но остаются простой игрой. Этим они и привлекают детей. Ско­роговорки сочетают однокоренные или созвучные слова: «На дворе — трава, на траве — дрова», «Сшит колпак не по-колпа- ковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать».

Удивительно поэтичны русские загадки, просто и красочно повествующие о конкретных явлениях природы, о животных и птицах, хозяйстве и быте. В них богатая выдумка, остроумие, поэзия, образный строй живой разговорной речи. Загадки — полезное упражнение для ума. Загадка вводит в размышления о связях между явлениями и предметами и об особенностях каждого из них, помогает открывать для себя поэзию окружа­ющего мира. Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для от­гадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осоз­наваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с дейст­вительными качествами загадываемого предмета.

Считалка тесно связана с народной игрой. Задача считалки в том, чтобы помочь подготовить и организовать игру, разделить роли, установить очередь для начала игры. Считалка — рифмо­ванный стишок, состоящий по большей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма.

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать — «звать, просить, приг­лашать, обращаться»). Это обращения к солнцу, радуге, дож­дю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заме­нить старый выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети счи­тают.

Игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начина­ют игру, или связывают части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать условия игры, определять последствия при нарушении этих условий.


народное творчество, устное народное творчество, дом народного творчества, центр народного творчества, темы народного творчества, русское народное творчество, жанры народного творчества, народное творчество официальный сайт, народное творчество народная культура, развитие народного творчества, жанры устного народного творчества, областной народного творчества, какие народные творчества.

Следующая статьяМалые жанры фольклора