Сказка это | Сказки (в литературе)

0

«Сказка — ложь, да в ней намек…»

Сказка — один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

Что такое Народная сказка?

Народная сказка — это устное повествование с фантастическим вымыслом. Не случайно, когда хотят сказать собеседнику, что он что-то выдумывает, рассказывает о чем-то, во что трудно поверить, ему говорят: «Не рассказывай сказки!» или: «Все это сказки!»

Но если бы в сказках отражались только нереальные события, которые никогда не происходили в жизни, были бы сказки столь привлекательны и интересны для нас, читателей? Конечно, нет.

Все дело в том, что герои сказок — будь то люди, животные, предметы, растения — обладают реальными чертами человеческих характеров, во многом повторяют судьбы и поступки обычных людей. Вспомните сказки, которые вы читали или слышали. Их персонажи — это добрые, справедливые, трудолюбивые, храбрые, красивые герои. А им противостоят хитрые, жадные, льстивые, злобные враги. И во всех сказках, даже грустных и страшных, обязательно побеждают первые. Именно поэтому все так любят сказки — за их жизнеутверждающее начало, оптимизм, веру во все светлое и доброе.

Фантазия, вымысел в сказке очень тесно переплетаются с правдивым, реальным, и это делает сказку увлекательной. Мы верим, что животные и предметы разговаривают, что они помогают одним героям или, наоборот, мешают другим осуществлять их коварные, недобрые замыслы.

Сказочная фантастика — это не только увлекательная форма сказки, но и выражение народной мудрости, мечты о лучшем будущем. С древнейших времен люди мечтали подняться в небо, ускорить передвижение, облегчить труд. Поэтому появляются в сказках легендарные птицы, летающие кони, сапоги-скороходы. Но, совершая с помощью этих чудесных средств путешествия в «невиданные земли», герои все же оказываются в реальной, жизненной обстановке.

Сказки подразделяются на волшебные, социально-бытовые и сказки о животных.

В волшебных сказках события и образы часто переносятся в придуманный мир: в подземное царство, страну великанов, владения Бабы-яги и т.д., где все подчиняется своим волшебным законам. Такие сказки и начинаются соответственно, с сообщения о том, что события происходят в далекой неведомой стране, «в некотором царстве», «в тридевятом государстве». Приключения героев, события обязательно связаны с волшебством.

В социально-бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи — люди, но побеждают они зло и преодолевают все препятствия, стоящие на их пути, не с помощью волшебства, а благодаря своему уму, смекалке, силе, храбрости.

Сказки о животных близки по своему содержанию социально-бытовым сказкам. В них главными персонажами, естественно, являются животные.

Надо сказать, что сказочники обычно никогда не остаются равнодушными к описываемым событиям, к судьбе героев. Они прямо или косвенно заостряют наше внимание на основной идее. В сказках, даже волшебных, мы не найдем приключения ради приключения. Все чудеса происходят и совершаются с определенной целью и несут в себе четкую нравственную идею, содержательную нагрузку.

Воспитательное значение вымысла в сказках огромно: он помогает возвеличить человека, его ум, честность, правдивость, мужество и резко осудить подлость, трусость, жадность, пре­дательство. С помощью вымысла сказка выражает мир мыслей и чувств народа, его душу, его представления об идеальной личности и справедливом общественном устройстве. В. Г. Бе­линский видел в сказках «дух, ум и фантазию народа».

Сказки — это настоящие произведения искусства. Они создаются по своим законам.

Сказка строится по определенной композиции. Компози­ция — (строение, соотношение) и взаимное расположение час­тей сказки.

Часто сказки начинаются с присказки, которая помогает настроить читателя или слушателя на соответствующий лад, подготовить к восприятию сказки. Например: «Будет эта сказка сказываться с утра и до после обеда, поевши мягкого хлеба. Тут и сказку поведем».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). В нем называются основные герои сказок, часто — место и время действия. Самый распространенный зачин — слова «Жили- были…», «Было ли, не было…». Но встречаются и другие зачины. К примеру, начало сказки «Хаврошечка» звучит так: «Есть на свете люди хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К таким-то и попала Крошечка- Хаврошечка». Уже первые строки сказки расставляют акценты на судьбах и взаимоотношениях героев, содержат вывод, подводят итог всему повествованию.

Иногда концовка сказки формулируется как пословица или рифмованная фраза: «Молодцу и семидесяти искусств мало!», «Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец»! Иногда содержит вывод, подводит итог всему повествованию: «И стала она в добре поживать, лиха не знать». А в конце узбекских сказок мы часто встречаем такие фразы: «Так старик-охотник и его старушка-жена достигли своих желаний» или «Так дочь пастуха достигла исполнения своих желаний».

Язык сказочного повествования яркий, образный, вырази­тельный, близкий к народному. В сказках часто встречаются пословицы, поговорки, загадки.

Содержание сказок разнообразно, как многообразна и сама жизнь. В волшебных сказках определенное место занимает тема любви и верности. Так, царь или принц может полюбить бедную девушку за ее ум, красоту, трудолюбие и искренность, а принцесса или царевна выходит замуж за бедного юношу, совершившего множество подвигов. Добиваясь своей возлюб­ленной ценой долгих страданий, преодоления опасных прег­рад, герой находит в своей избраннице верную, умную, талант­ливую подругу. Таким образом, в народных сказках воспе­вается настоящая любовь, построенная не на расчете и обмане, а на преданности, взаимной любви и равенстве. В социально­бытовых сказках находят свое отражение самые лучшие качества трудового народа — ум, смекалка, мастерство, стремление прийти на помощь друг другу.

Но кто же создал все эти сказки?

Настоящими создателями сказок были многие и многие талантливые сказочники, имен которых мы не знаем. Ведь народная сказка, в отличие от литературной, рассказывалась, а не читалась. Известно, что чудесной сказочницей была Арина Родионовна, няня великого поэта А. С. Пушкина. А сказку «Аленький цветочек» писатель С. Т. .Аксаков записал со слов своей ключницы Пелагеи.

Классические собрания русских сказок составлены в XIX и XX вв. А. Н. Афанасьевым, Д. Н. Садовниковым и другими собирателями сказок. Сказки разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Институтом рукописей Ака­демии наук Узбекистана на русском языке изданы сборники узбекских народных сказок (составитель Я. Т. Джураев, под общей редакцией Н. В. Владимировой), арабские сказки «Тысяча и одна ночь», немецкие сказки, обработанные братьями Гримм.

Все сказки объединяет светлая и радостная фантазия, которая поддерживает в людях, даже в самые трудные времена, чувство оптимизма.

Сказки народов мира составляют бесценную сокровищницу культуры человечества.


Вопросы и задания

  1. Что такое сказка?
  2. Какие события отражаются в сказках?
  3. Как в сказках вымысел (фантазия) сочетается с реаль­ностью (действительностью)?
  4. На какие виды подразделяются сказки? Приведите примеры.
  5. Какова композиция (построение) сказок?

Пословицы и поговорки

Предыдущая статьяАнекдоты (в литературе)
Следующая статьяРусские народные сказки