Первоначальные знания об окружающем нас мире мы получаем путем наблюдения явлений.
Наблюдением называется такое изучение свойств явления, при котором на него не оказывается никакого воздействия. Например, еще в древности люди наблюдали падение тел на Землю. В ходе наблюдения появились два вопроса: по какой причине при свободном падении тела двигаются вниз и от чего зависит скорость падения? На эти вопросы попытался найти ответ древнегреческий учёный Аристотель. Аристотель предложил, что чем тяжелее тело, тем быстрее оно падает. Чтобы проверить данную идею в свое время итальянский физик Галилео Галилей проводил опыты. Известна легенда об итальянском ученом Г. Галилее. Для того чтобы изучить, как происходит падение тел, Галилей ронял разные шары с наклонной башни в г. Пизе. Проделав такие опыты, ученый получил подверждение своей гипотезы и открыл закон падения тел.
Таким образом, в ходе наблюдения процесса мы постараемся определить, как он происходит и причину происходящего. В процессе мышления появляются разные предположения, так называемые гипотезы о наблюдаемом явлении. Чтобы проверить гипотезу проводятся специальные опыты. Такие опыты также можно назвать экспериментами.
В ходе проведения опытов наряду с наблюдением также проводятся измерительные работы. Например, при изучении кипения воды измеряется ее температура с помощью термометра. При рассматривании той или иной гипотезы ее правильность определяется путем проведения эксперимента.
Таким образом, физические знания формируются в результате выполнения работ в нижеприведенной последовательности:
наблюдения > гипотеза > эксперимент > вывод.
В ходе проведения опытов и наблюдений для выполнения измерительных работ пользуются измерительными приборами (рис. 2). Некоторые из них очень просто устроены. Один из приведенных на рисунке 2 измерительных приборов называется штангенциркуль. Он используется для измерения толщины предметов или ширины зазоров.
При точных и сложных измерениях применяются сложные приборы. Например, приборы для измерения времени, скорости, давления воздуха.